FAQ Прогулка по Хельсинки Fin-Club Финны Ссылки Фотогалерея

--- Религия ---

Тысячу лет назад христианская церковь со своими обрядами ворвалась в Финляндию. Христианство объединило разбросанные племена в единую нацию и способствовало быстрому созданию развитой для того времени административной системы. Церковь заботилась о нуждающихся и немощных, содержала богадельни и больницы, несла ответственность как за высшее образование, так и за обучение простого народа. Церковь так же способствовала развитию науки и искусства. Уже в начале своего зарождения в Финляндии строились каменные церкви с живописными фресками, гравюрами по дереву и металлу, мощами святых, напрестольными пеленами и ризами. Сильно помогли развитию христианской церкви в Финляндии епископы из Турку – влиятельнейшие люди в средневековой Финляндии, представители финнов на Королевском совете Швеции.
В 1520-е гг. протестантская реформация достигла Швеции и Финляндии. Она была провозглашена королевским указом. Короля Густава Васу особенно интересовал один аспект лютеранского учения: оно предоставило ему право
сократить светскую власть церкви и передать ее доходы и имущество в королевскую казну. В 1593 г. лютеранство стало государственной религией Швеции. Микаэль Агрикола утвердил финский язык, которым пользовались только простолюдины, переведя на него Новый Завет.

В конце XVII – начале XVIII вв. церковь вернула себе культурную монополию, как и в средневековье. Она проповедовала преданность государству, строгую
христианскую мораль, у финнов появилась возможность
учиться читать.

В 1809 г. Финляндия вышла из состава Шведского королевства и стала Великим княжеством Российской империи :-D. Хотя правителем страны теперь был православный царь, а не лютеранский король, лютеранство осталось государственной религией. Закон о церкви от 1869 г. увеличил независимость церкви, тем самым ослабил связь между церковью и государством. Тогда же был учрежден Синод – высший государственный орган, ведавший делами церкви.
В начале XVIII в. в Финляндии появилось новое религиозное течение, названное пиетизмом. В пиетизме заключается акцент на чувства, душевный покой и индивидуальное обращение к Богу. Близкими к пиетизму были евангелизм и лестадианизм. Возникновение этих движений в первой половине XIX в. встретило сопротивление со стороны государства
и духовенства. Высшее правление подозревало приверженцев "возрожденчества" в сопротивлении установившейся церкви и распространению ереси. Было проведено ограничение в свободы собраний, также были ограничены передвижения их лидеров.
Вплоть до конца XIX века каждый финн должен был принадлежать либо к лютеранской, либо к православной церкви. Только закон 1889 г. об отделении церкви от государства дал официальный статус другим протестантским церквям и разрешил принадлежность к ним. Первыми религиозными организациями, получившими официальное признание, были баптистская и методистская церкви.
В 1923 г. было дано свободу вероисповедания. Она предоставила гражданам право свободно учреждать религиозные общины. Лютеранство перестало быть
официальной религией. В школах религия стала
преподаваться согласно вероисповеданию большинства учеников. Если не менее трех учеников принадлежат к одному вероисповеданию, то их родители или опекуны в
праве требовать ввести в школе преподавание данной религии. Школьники, не принадлежащие ни к какому вероисповеданию, изучают различные течения философии по желанию родителей. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии более отдалена от государства, чем лютеранские церкви других Скандинавских стран.

Юридический статус евангелическо-лютеранской церкви определен в Конституции и в отдельном законе о церкви. В независимой Финляндии государство приняло на себя некоторые из функций, раньше выполнявшихся церковью. Несмотря на это, евангелическо-лютеранская и православная церкви все еще исполняют обязанности, которые могли бы на практике исполняться либо государством, либо местной администрацией. Церкви ведут демографический учет своих прихожан. На кладбищах лютеранских приходов хоронят также членов других религиозных общин.
В 2001 г. евангелическо-лютеранская церковь Финляндии имела более 4,4 млн. прихожан, т.е., около 85 % местного населения зарегистрировано в приходах.
В евангелическо-лютеранскую церковь входят восемь епархий с девятью епископами, и почти 600 самостоятельных приходов. Каждый приход насчитывает в среднем 7000 прихожан. Самые маленькие состоят из нескольких сотен человек, самые большие – из десятков тысяч. Высшим органом власти в приходе является приходской совет. Все члены прихода, которым исполнилось 18 лет, имеют право голоса на выборах приходского совета. Синод является высшим органом власти всей церкви, который решает вопросы церковного образования, религиозной политики и финансов церкви. Синод созывается два раза в год. Епархиями руководят епископ и епархиальный капитул. 78 % дохода приходов поступают из отчислений граждан в счет церковных налогов. Этот налог взимается как с отдельных прихожан, так и с предприятий и организаций. В 2002 г. приходы получили за счет налога 723 млн. евро. Армейские и тюремные священники получают содержание от государства.

Персонал лютеранской церкви самый разнообразный. В мире, наверное, немного церквей, где только один из десяти работников церкви – священник. Главной деятельностью церкви являются различные церковные церемонии и обряды. В среднем каждый финн ежегодно принимает участие по крайней мере в одном богослужении. 89 % всех младенцев проходят обряд крещения, и еще большая доля (90 %) подростков посещают конфирмационную школу и проходят обряд конфирмации. 80 % браков в Финляндии заключаются в евангелическо-лютеранской церкви. В связи с длительным процессом обновления богослужений возникло несколько экспериментальных служб. Среди этих “альтернативных служб” самой популярной стала “Месса св. Фомы”. Ее впервые отслужили в Хельсинки в апреле 1988 г. Впоследствии она стала популярной и в других больших городах Финляндии. Христианские организации также ведут просветительскую работу детей и молодежи, занимаются издательским делом. Профессиональное обучение работников церкви устраивается в основном этими организациями. Возрожденские движения являются признанными элементами лютеранской церкви и национальной культуры, и их теперь принято рассматривать как часть церковного наследия.

Другие церкви и религиозные общины
Католическая церковь. После реформации на долгое время жители Финляндии отошли от католицизма. В 1929 г. католическая церковь Финляндии была наконец официально восстановлена и зарегистрирована. Она имеет около 8000 прихожан, большинство из которых живет в Хельсинки и некоторых других городах южной Финляндии. Большинство священников и монахинь этой конфессии приехали из Польши. Финляндия имеет дипломатические отношения с Ватиканом.

Протестантские меньшинства. Англо-американское христианство появилось в Финляндии во второй половине XIX в., когда здесь были основаны несколько протестантских общин, в том числе организации баптистов, методистов и адвентистов, а также “Армия спасения”. Несмотря на то, что поддержка этим религиозным общинам постепенно увеличивается, общее число их прихожан не превышает 1 % населения. Быстрее всех растет община пятидесятников, появившаяся в Финляндии в начале XX в. и в настоящее время объединяющая 50000 прихожан.

Иудаизм. Иудаизм пришел в Финляндию в начале XIX в., в основном, с купцами и военными, которые служили в Императорской русской армии. К концу века число приверженцев этой религии выросло до тысячи человек.
Примерно столько же их насчитывается и сегодня. В начале XIX в. в Хельсинки, Выборге и Турку были построены городские синагоги. В настоящее время синагоги остались только в Хельсинки и в Турку.

Ислам. Первых мусульман также завезла в Финляндию русская армия в конце XIX в. Основу традиционной общине, примерно одной тысячи мусульман, положили купцы-татары, переселившиеся из России в конце XIX в. Исламская община Финляндии была официально зарегистрирована в 1925 г. Большинство финляндских мусульман живет в столичном регионе. В течение последних десяти лет наплыв беженцев из исламских стран увеличил число мусульман в Финляндии, но лишь незначительное меньшинство этих иммигрантов зарегистрировались в традиционной общине.
Помимо вышеупомянутых в Финляндии имеется примерно 30 зарегистрированных религиозных общин. Как и в других странах Европы, многие новые религиозные движения действуют активно и в Финляндии.

Экуменический совет Финляндии действует как орган сотрудничества большинства церквей и христианских общин в. В 2001 г. в Экуменический совет Финляндии входили:

Евангелическо-лютеранская церковь

Православная церковь

Финская свободная церковь

Католическая церковь Финляндии

“Армия спасения”

Община Олауса Петри (действующая в Финляндии община лютеранской церкви Швеции)

Шведоязычная баптистская миссия

Финноязычная методистская церковь

Шведоязычная методистская церковь

Шведоязычная миссионерская заветная церковь

Англиканская церковь

Международная евангелическая церковь

Ассоциированными членами являются 18 христианских организаций.

В последние годы интерес к религии снова пробудился. В 2001 г. резко возросло число приверженцев христианства – к ним относили себя 50 % населения Финляндии. Помимо этого 25 % населения заявили, что веруют в Бога, но не принадлежат ни к одной конфессии. 17 % были не уверены в существовании Бога. Идею существования Бога отрицало всего 6 %. Финская религиозность носит особенный характер. Больше половины опрошенных (55 %) заявило, что они молятся не менее одного раза в месяц, но всего 8 % так же часто посещали богослужения. Обычно финны ходят в церковь несколько раз в год, особенно в большие церковные праздники. Несмотря на то, что финны не являются особо
активными участниками общественной религиозной деятельности,
христианская традиция очень сильна в повседневной жизни. Религиозная вера не проявляется в регулярном посещении церкви, но является личной религиозностью. Интерес к духовным и церковным вопросам в средствах
массовой информации, дополняет участие в религиозной деятельности. Половина населения Финляндии читает специализированную христианскую литературу не менее одного раза в год. Большинство финнов следят за
религиозными программами по телевидению и радио.
Этические вопросы и проблемы повседневной жизни воспринимаются как факторы, оказывающие влияние на будущее человечества. Сознание этого побуждает церковь развертывать диалог с разными идеологиями и философскими школами. Несмотря на то, что многие из традиционных функций церкви частично утратили свою значимость, в замену им пришли другие, зачастую совершенно новые.

Сатанизм

Финский сатанизм выражается в основном в музыке. Правда финская культура в отличие от норвежской не сильно богата этим. У них, как и у немцев, в основном, фолк, этника... в лучшем случае это чёрная эстетика дворцовых попоек и оргий, с кровью и танцами в старинных замках. Финский сатанизм на деле ничем не отличается от обычного сатанизма. Что у нас под Москвой сатанинские секты, что в Финляндии... разница не велика, обряды те же и занимаются они там тем же. Возможно кто-то увидит в этой писанине очередную порцию "опиума для народа".  Для таких людей сатана – миф, религиозный предрассудок. Однако для других сатана и подчиненные ему темные силы – реально существующее явление духовного мира, не замечать или отрицать наличие которого было бы, по меньшей мере, легкомысленно. Есть,
впрочем, и такие, у кого сама мысль о том, что около них постоянно вертятся бесы, ищущие их погибели, вызывает панический страх.
8-)

Сатанизм – идеология зла, противостоящая духовности любви и добра, уходящее корнями к первородному греху древо, из которого в разные века в зависимости от конкретного социального климата вырастают соответствующие ему ветви. Существующий сегодня в Скандинавии социокультурный и
религиозный фон стал именно тем благоприятным климатом, который привел к появлению сатанизма.

Пик увлечения сатанизмом приходится на середину XVII века, когда он получил широкое распространение в кругах высшей аристократии. В качестве жертв на "черные мессы" сатанистов поставлялись многие сотни младенцев (и уже в то время в этом открылся новый источник чрезвычайно прибыльного
промысла для разбойников). Тогда же, в эпоху Просвещения, были детально разработаны отвратительные и жуткие сатанистские обряды.
Основой любого культа зла является принесение жертвы для достижения определенных магических целей. Смысл жертвы при этом заключается для них не в убийстве как таковом, а в предсмертных муках живого существа: в ходе истязаний, согласно представлениям сатанистов, из жертвы "выделяется"
нужная им энергия.

Идейным вдохновителем современных сатанистов, сатанистов XX столетия, считается Алистер Кроули (1875-1947), человек, именовавший себя "зверем Апокалипсиса" и оставивший плеяду учеников. Он же, по словам сатанистов, явился "крестным отцом тяжелого рока".
Еще одним из вдохновителем стал Энтони Шандора Ла Вэй, который написал "Сатанинскую библию", пропагандирующую неистовую
независимость, анархию, бунт и радикальную самодостаточность, отрицание любого авторитета – религиозного, общественного или родительского. "Библия", написанная в 1968 году, является на сегодняшний день одной из самых распространенных среди финских поклонников сатаны. Характерно также, что для философского обоснования своих взглядов скандинавские сатанисты часто используют учение Ф. Ницше. И само деструктивное учение их вырастает во многом из крайних эгоистических форм обыденного, столь распространенного сегодня мироощущения. Наряду с этим сатанизм проповедуется и возрождение "старой религии" – ведовства.
Основополагающие мировоззренческие идеи сатанизма в Финляндии
примитивны, но на человека, всецело находящегося во власти своих страстей, они действуют крайне притягательно: каждый сам по себе "бог"; жизнь – это насилие; необходимо потворствовать и подчиняться своим низменным инстинктам и влечениям; на общественные законы и власть – наплевать; социальные структуры надо разлагать изнутри; настоящая радость – месть врагам; земная жизнь – подготовка к переходу в ад для истязания своих врагов; все связанное с официальными религиями должно по возможности оскверняться. В то же время по каким-то отдельным (хотя и не второстепенным вопросам) учения различных сатанистских сект могут расходиться. Так, например, многие из сатанистов считают Бога некой безличной силой Вселенной, стоящей выше добра и зла. Другие полагают, что Бог есть и Он – Личность, однако при жизни человек должен ублажать Диавола как "хозяина" земли. Вообще же скандинавские сатанисты утверждают, что "все религии лживы, так как их много и все они придуманы людьми, склонными к мазохизму". А сатанизм, дескать, заполняет пустоту между религией и психиатрией. 8-)

В Финляндии хорошо развита книгоиздательская деятельность сатанистов, которая основательно продумана: все их издания ориентированы в первую очередь на молодежь и выпускаются массовыми, доступными по цене сериями. Особую роль отводят финские сатанисты телевидению, которое всячески восхваляют, называя "главным орудием инфильтрации новой сатанинской эры". В своих книгах они пишут, что "рождение телевидения было магическим действом, значение которого затмило его сатанинскую значимость", и очень гордятся тем, что первая коммерческая телепередача вышла не в какое-либо иное время, а именно в Вальпургиеву ночь, 30 апреля 1939 года. Культы зла откровенно называют телевизор "семейным сатанинским алтарем и заменителем реальной жизни, главной религией для масс". Для них "ведущие кабельного телевидения – жрецы и жрицы сатанизма, формирующие души своих зрителей в духе потребительского маркетинга".

И не надо думать, что все вышеизложенное – лишь болезненные бредни или плод воспаленной фантазии поклонников сатаны. Нет, факты свидетельствуют: кровавые жертвоприношения и мучительные ритуальные убийства животных (часто в качестве жертвенного животного выступает, к примеру, кошка) и людей (!) являются суровой реальностью сатанистской культовой практики. Специалистам-религиоведам неоднократно приходилось выслушивать леденящие душу рассказы об истязаниях живых людей, приносимых сатанистами в жертву.

Copyright © 2001 Lutic